Мать:
«Я точно знаю, что у меня скоро родится сын. Он будет веселый, красивый, умный и сильный. Я заранее люблю его. Я представляю его голубые глаза и светлые волосы как у отца. Мне так хочется, чтобы он радовался этому миру, пению птиц и журчанию ручейков, зеленой траве и ласковому солнцу. Мне так хочется прижать его к себе и долго-долго не отпускать. Какой сладкий запах идет от его волос, как чудесно звучит его звонкий голос. Какое это чудо – быть матерью. ……
Вот если б только не было войны!»
Какие разные эти слова женщина и война. Женщина дает нам жизнь, а война ее забирает. Однако в годы войны эти понятия шли бок о бок. События тех военных дней навсегда останутся в наших сердцах.
Н. А. Некрасов написал это стихотворение в 1856 году, когда в России шла Крымская война, принесшая солдатам и офицерам незабываемую славу, а правящим кругам – проклятия и бесславие. Более полумиллиона человек потеряла Россия в этой войне.
Знаете ли вы историю написания стихотворения Некрасова «Внимая ужасам войны»?
«Севастопольских рассказов» Л.Н.Толстого три, это «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года».
Я остановлюсь на одном из них. «В рассказе «Севастополь в августе 1855 года» два главных героя – это братья Козельцевы. Старший из них, Михаил, — офицер, его любят солдаты, он энергичный и талантливый. Михаил возвращается после госпиталя в свой полк, хотя рана еще не совсем зажила.
В пути он встречает своего младшего брата Володю. Володя только что закончил военное училище и по своему желанию едет в Севастополь. Считает, что стыдно жить в Петербурге, когда тут умирают за Отечество. Ему всего 17 лет, он скромный, добрый, боится показаться смешным и неумелым.
Во время одного из штурмов Севастополя старший был смертельно ранен. А младшего убивают в первом и последнем для него бою.
Погибли два молодых сына Отечества, которые были полны сил и горячо любили свою Родину.
Мне их очень жаль. А теперь только представьте, что будет с матерью героев, как она переживет страшное известие о гибели своих сыновей…
Итак, под впечатлением событий Крымской войны и событий, описанных Толстым в «Севастопольских рассказах», Некрасов пишет свое бессмертное стихотворение «Внимая ужасам войны…»
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна —
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мир подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…
Тема, композиция стихотворения
В первой строфе Некрасов проявляет своё отношение к войне (она ужасна, её нельзя игнорировать, а только внимать). С точки зрения лирического героя, жалость вызывает не друг убитого, не его жена и даже не он сам. А кто? Это первая загадка.
Во второй строфе лирический герой с сожалением констатирует, что человеку (жене, другу) свойственно забывать близких. Но есть душа, которая будет помнить до гроба. Что это за душа? Это вторая загадка.
В третьей строфе святость и искренность слёз этой души противопоставлена лицемерию, пошлости и прозе земного бытия.
В самом начале последней строфы раскрывается загадка этой помнящей души – загадка слёз: «То слёзы бедных матерей». Противоестественно забыть смерть ребёнка, как противоестественно дереву с поникающими ветвями поднять их. Некрасов не случайно сравнивает мать с плакучей ивой. Даже название дерева сближает его с тоскующей матерью. Здесь игра слов плачущая (непостоянный признак у причастия) и плакучая (постоянный признак у прилагательного). Некрасов выбирает второе, потому что слёзы матери неиссякаемы.
Основная мысль: смерть на войне бессмысленна и бесчеловечна, она не стоит того горя, которое доставляет матерям воинов. Если глубже, война вечна, она – порождение человеческого разума, пренебрегающего ценностью человеческой жизни. Только мать, дающая жизнь, способна искренне оплакать её как самую большую ценность.
Некрасовские «слезы матерей» вместили и слезы матерей Толстого, и слезы современных матерей: на бессмысленных войнах горячих точек в наши дни продолжают гибнуть их сыновья…
Она поседела в разлуке
За годы великой войны.
Её терпеливые руки
Огнём и трудом крещены.
В те годы пришлось ей несладко:
Ушла вся семья воевать,
А дома она —
И солдатка,
И наша солдатская мать.
Но беды она выносила,
Не хмуря высоких бровей.
Пахала она и косила
За мужа,
За старшего сына,
За младших своих сыновей.
И верил я снова и снова,
Что в каждом конверте найду
Её материнское слово,
Её сокровенное:
«Жду!»
Я знал в эти годы крутые,
Что каждую строчку письма
С ней вместе писала Россия,
Россия,
Россия сама! (Николай Старшинов)
Ненаписанное письмо матери…
Милая моя мама, не надо плакать, я всё слышу и вижу. Старый, давно пожелтевший конверт, лежащий на комоде, забудь его, не плачь, не надо. Убери его подальше. Не роняй слезу, моя дорогая мама, не к лицу это тебе, моя родная. Помнишь, уходя, я сказал тебе:
– Долг солдата – служить Родине. Не рыдай, не надо. Я думал, что вернусь, приду и обрадую тебя на заре, но, видимо, не суждено было этому сбыться.
В том конверте писал командир:
– Ваш сын вел с душманами бой, отважно и геройски сражался. Помощь опаздывала, а патроны закончились. Прости нас, мать… Он оставил для себя последний патрон, не мог он сдаться врагу. Оставил записку, лежащую на разбитом автомате, со словами: «Всё равно мы к победе придем!». Передаю Вам записку с этим письмом. Ваш сын из жизни ушел как герой, вечная память ему. Спасибо тебе, мать, за такого сына, он пришел, пришел к своей победе. Прости меня, если сможешь, мать, не уследил за твоим сынком.
Мама, дорогая милая мама. Как часто мне приходилось тебя обижать, прости меня, родная, за всё, за всё, прости.
– Я вернусь! – Я вер – ну – сь, ма–а–ма! – вдруг издалека послышался ей голос сына. – Мама, спрячь подальше этот печальный конверт. – Не плачь, не рыдай, моя дорогая, не лей слез. – Я вернусь на заре, я вернусь.., мы обязательно с тобой встретимся… (Виталий Червонный)
В центре композиции – изваяние немолодой женщины. Вокруг восемь обелисков с мужскими именами: Михаил, Дмитрий, Константин, Тихон, Василий, Леонид, Николай, Пётр. Так задонцы увековечили память одной из самых знаменитых своих землячек — Марии Фроловой. Памятник русской женщине-матери, вырастившей и воспитавшей 12 детей. Восемь из которых у Марии Матвеевны отняла война.
Памятник Прасковье Еремеевне Володичкиной , пос. Алексеевка, Кинельский район, Самарская область, Россия.
Памятник солдатской матери Прасковье Еремеевне Володичкиной, девять сыновей Александр, Андрей, Петр, Иван, Василий, Михаил, Константин, Федор и Николай, отдали свою жизнь во имя победы.
Когда началась Великая Отечественная Война, мать проводила на фронт одного за другим всех своих сыновей. А потом стали приходить похоронки, после пятой не выдержало сердце матери и Прасковья умерла в середине войны. Шестая — на Василия, который погиб в январе 1945 года, пришла уже в пустой дом, в который все израненные летом 45-го вернулись Петр, Иван и Константин. Но и они один за другим стали уходить из жизни от многочисленных ран, полученных на фронте.
О семье Володичкиных вспомнили в середине 90-ых годов. По инициативе Самарского губернатора 7 мая 1995 года, в канун 50-летия Победы, состоялось торжественное открытие мемориала семьи Володичкиных. Прасковья Володичкина в окружении девяти журавлей, как символ ожидания и веры.