С. А. Алексиевич

Светлана Алексиевич

Svetlana_Aleksievich
Родилась: 31 мая 1948 г., Станислав (после 1962 — Ивано-Франковск), Украина

Светлана Алексиевич — белорусская писательница, журналист.
Родилась 31 мая 1948 в Ивано-Франковске (Украина) в семье военнослужащего. Отец — белорус, мать — украинка. После демобилизации отца из армии семья переехала на его родину — в Беларусь. Жили в деревне. Отец и мать работали сельскими учителями.

После окончания школы работала корреспондентом районной газеты в Наровле, ещё в школе писала стихи и газетные заметки. В 1967 стала студенткой факультета журналистики Белорусского государственного университета в Минске. Во время учёбы несколько раз была лауреатом республиканских и всесоюзных конкурсов научных студенческих работ.

После университета была направлена на работу в Брестскую обл. — в районную газету. Работая в газете, одновременно преподавала в сельской школе. Через год её взяли на работу в Минск, в редакцию республиканской «Сельской газеты». А ещё через несколько лет она стала корреспондентом, а затем и заведующей отделом очерка и публицистики литературно-художественного журнала «Неман» (орган Союза писателей Беларуси).

Алексиевич пробовала себя, свой голос в разных жанрах — рассказы, публицистика, репортажи. Решающее влияние на её выбор оказал известный белорусский писатель Алесь Адамович и его известные книги «Я — из огненной деревни» и «Блокадная книга». Написаны они не им одним, а в соавторстве с другими писателями, но идея и разработка этого нового для белорусской и современной русской литературы жанра принадлежала ему. Адамович называл этот жанр по-разному, все время искал точную формулировку: «соборный роман», «роман-оратория», «роман-свидетельство», «народ, сам о себе повествующий», «эпически-хоровая проза» и т. д. Всегда она называла его своим главным Учителем.

В 1983 была написана книга «У войны не женское лицо». Два года она лежала в издательстве и не печаталась, автора обвиняли в пацифизме, натурализме, в развенчании героического образа советской женщины. Такие обвинения в те времена считались серьёзными. Тем более, что за Светланой тянулась давняя слава антисоветчицы и дисседентски настроенной журналистки.

Но грянули новые времена. В 1985 книга «У войны не женское лицо» вышла почти одновременно в московском журнале «Октябрь», белорусском издательстве «Мастацкая лiтаратура», а затем в «Советском писателе», в «Роман-газете» и т. д. И в последующие годы она переиздавалась многократно — общий тираж дошел до 2 млн. экземпляров. Книгу приветствовали известные писатели-фронтовики: Кондратьев, Бакланов, Гранин, Окуджава и многие другие.

В том же году вышла и вторая книга, которая тоже около года ждала своего часа — «Последние свидетели». Эта книга также много раз издавалась, отмечена многочисленной критикой, которая называла обе книги «новым открытием военной прозы».

В 1989 вышла книга «Цинковые мальчики». Чтобы написать эту книгу, Алексиевич четыре года ездила по стране, встречалась с матерями погибших солдат и бывшими воинами-афганцами. Сама побывала на войне, летала в Афганистан. После выхода книги, которая произвела в обществе эффект разорвавшейся бомбы, многие не простили автору развенчание героического военного мифа. На неё обрушились военные и коммунистические газеты. В 1992 в Минске был организован политический суд над автором и книгой «Цинковые мальчики». Но в защиту поднялась демократическая общественность, многие известные интеллектуалы за рубежом. Суд был приостановлен.

В 1993 вышла новая книга — «Зачарованные смертью». Это был рассказ о самоубийцах — о тех, кто покончил с собой или пытался покончить с собой, не выдержав исчезновения социалистических идей, социалистического материка. Те, кто уравнял себя с идеей, сжился с ней намертво. Кто не нашел в себе силы принять новый мир. Новую историю и новую страну.

В 1997 Алексиевич закончила и опубликовала книгу «Чернобыльская молитва». Она сначала была опубликована в журнале «Дружба народов», а потом в издательстве «Остожье».

Книги Светланы Алексиевич издавались не только в России, но и за рубежом — в Америке, Германии, Англии, Японии, Швеции, Франции, Китае, Вьетнаме, Болгарии, Индии и т. д. Всего в 19 странах мира. Она — автор сценариев 21 документального фильма. И трёх театральных пьес. Во Франции, Германии, Болгарии ставились спектакли по её книгам.

kjSp9HbСейчас писательница завершает работу над книгой под названием «Чудный олень вечной охоты». Это рассказы о любви: мужчины и женщины разных поколений рассказывают свои истории. «Мне подумалось, — говорит автор, — что я до сих пор писала книги о том, как люди убивали друг друга, как они умирали. Но ведь это не вся человеческая жизнь. Теперь я напишу, как они любили… Любят… И опять мои вопросы — кто мы, в какой стране живём — через любовь… Через то, ради чего мы, наверное, и приходим в этот мир. Мне хочется любить человека. Хотя любить человека, трудно. Всё труднее».

Осенью 2013 года планируется выход книги о том, как тяжело и болезненно переживается современниками падение советской эпохи. Как и все предыдущие книги Светланы Алексиевич, «Время „second-hand“ (Конец красного человека)» – это собрание голосов, записанных автором в результате сотен встреч с нашими соотечественниками.

Известна последовательно негативной позицией по отношению к внешней и внутренней политике президента А.Лукашенко, в связи с чем подвергалась судебным и внесудебным преследованиям. С начала 2000-х годов жила в эмиграции (Италия, Франция).
В 2012 вернулась в Беларусь.

Воспитывает дочь своей рано умершей сестры.

Библиография

Титулы, награды и премии

1985 — Литературная премия им. Николая Островского (Москва, СССР)
1985 — Литературная премия им. Константина Федина (Москва, СССР)
1986 — Премия Ленинского комсомола (Москва, СССР)
1996 — Премия им. Курта Тухольского (Стокгольм, Швеция)
1997 — Премия им. Андрея Синявского (Москва, Россия)
1997 — Премия «Триумф» (Москва, Россия)
1998 — Премия фонда «Гласность»: «Самый искренний человек года» (Москва, Россия)
1998 — Премия «За европейское взаимопонимание» (Лейпциг, Германия)
1998 — Премия «За лучшую политическую книгу года» (Бремен, Германия)
1999 — Премия им. Иоганна Готфрида Гердера (Германия; вручение — Вена, Австрия)
1999 — Премия «Свидетель мира» (Париж, Франция)
2000 — Премия «За лучший радио-спектакль года» (Берлин, Германия)
2001 — Премия мира им. Эриха Марии Ремарка (Оснабрюк, Германия)
2002 — Премия им. Сандро Онофри (Рим, Италия)
2006 — Премия Ассоциации американских критиков (Нью-Йорк, США)
2007 — Премия организации Oxfam Novib (Гаага, Нидерланды)
2011 — Премия им. Ричарда Капустинского (Варшава, Польша)
2011 — Литературная премия центральной и восточной Европы «Ангелус» (Польша, Вроцлав)
2013 — Премия мира немецких книготорговцев/Friedenspreis des Deutschen Buchhandels (Франкфурт, Германия)

Экранизации

Цикл документальных телефильмов «У войны не женское лицо»:
1981 — Фильм первый: «Это была не я…»
1982 — Фильм второй: «Стрелять хотела»
1982 — Фильм третий: «Утро туманное»
1982 — Фильм четвертый: «Я встретил вас»
1983 — Фильм пятый: «Если родится девочка»
1984 — Фильм шестой: «Тогда я не плакала»
1984 — Фильм седьмой: «Милосердие»

1990 — Цикл «Из бездны»:
Фильм первый — «Люди войны».
Фильм второй — «Люди блокады».

Афганский цикл:
1991 — «Стыд»
1992 — «Я из повиновения вышел»

2008 — «Дверь» (The Door) номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший короткометражный игровой фильм». Фильм основан на повествовании Николая Калугина из книги Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва».

С. Алексиевич- лауреат Нобелевской премии

По мнению писательницы, она получила премию не за какую-то конкретную книгу, а за всю творческую деятельность, и в частности, за пять произведений из цикла «Красный человек. Голоса утопии»: «У войны не женское лицо», «Последние свидетели», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва» и «Время секонд хэнд».Алексиевич  объявили лауреатом Нобелевской премии в четверг, 8 октября, с формулировкой «за многоголосое звучание ее прозы и увековечивание страдания и мужества». Саму награду ей вручат на торжественной церемонии в Стокгольме 10 декабря.

 КНИГИ

Отрывок из книги «Цинковые мальчики»

…Для людей на войне в смерти нет тайны. Убивать — это просто нажимать на спусковой крючок. Нас учили: остается живым тот, кто выстрелит первым. Таков закон войны. «Тут вы должны уметь две вещи — быстро ходить и метко стрелять. Думать буду я», — говорил командир. Мы стреляли, куда нам прикажут. Я был приучен стрелять, куда мне прикажут. Стрелял, не жалел никого. Мог убить ребенка. Ведь с нами там воевали все: мужчины, женщины, старики, дети. Идет колонна через кишлак. В первой машине глохнет мотор. Водитель выходит, поднимает капот… Пацан, лет десяти, ему ножом — в спину… Там, где сердце. Солдат лег на двигатель… Из мальчишки решето сделали… Дай в тот миг команду, превратили бы кишлак в пыль… Каждый старался выжить. Думать было некогда. Нам же по восемнадцать-двадцать лет. К чужой смерти я привык, а собственной боялся. Видел, как от человека в одну секунду ничего не остается, .словно его совсем не было. И в пустом гробу отправляли на родину парадную форму. Чужой земли насыплют, чтобы нужный вес был…Хотелось жить… Никогда так не хотелось жить, как там. Вернемся из боя, смеемся. Я никогда так не смеялся, как там…

СКАЧАТЬ КНИГУ  «ЦИНКОВЫЕ МАЛЬЧИКИ»      ZinkovyeRus

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.