Жизнь, творчество, личность М. А. Булгакова. Судьба произведений.

М.А.Булгаков – лирик, сатирик, бытописатель, фантаст, юморист и философ. Талант от бога.

В жизни каждого талантливого человека есть вехи, которые определяют его судьбу. Жизнь любого человека – это серия фотоснимков, это набор памятных событий, это вехи его судьбы.

Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом — загадка. Неясны его политические взгляды, отношение к религии, эстетическая программа. Его жизнь состояла как бы из трёх частей, каждая из которых примечательна.

До 1919 г. он врач, только изредка пробующий себя в литературе.

В 1920-е гг. Булгаков — уже профессиональный писатель и драматург, зарабатывающий на жизнь литературным
трудом и осенённый громкой, но скандальной славой «Дней Турбиных».

Наконец, в 1930-е гг. Михаил Афанасьевич — театральный служащий, поскольку существовать на публикации прозы и постановки пьес уже не может — не дают
(в это время он пишет свой главный шедевр — «Мастера и Маргариту»).

Анна Ахматова — Памяти М А Булгакова

Это стихотворение Ахматовой впервые прочла Е. С. Булгакова 16 апреля 1940 года накануне булгаковских сороковин, отметив, как записала в дневнике вдова писателя, мистическое совпадение дат: Булгаков умер ровно через три года после смерти своего друга, писателя Евгения Ивановича Замятина (1884–1937), скончавшегося в Париже 10 марта 1937 года.

Так получилось, что встречи Ахматовой с Булгаковым часто были связаны с трагической судьбой поэта Осипа Мандельштама, погибшего в лагере. Анна Андреевна намеренно отразила эту связь и в стихотворении, посвященном памяти Булгакова. Слова \»Ты так сурово жил и до конца донес великолепное презренье\» восходят к мандельштамовскому переводу строк из 10-й песни \»Ада\» \»Божественной комедии\» (1307 — 1321) Данте Алигьери (1265 — 1321), помещенному в исследовании \»Разговор о Данте\» (1932 — 1933): \«Как если бы уничижал ад великим презреньем\». \»Великолепным презреньем\» наградил Булгаков ад советской жизни, в котором ему, как и Ахматова, пришлось пребывать до самой смерти».

М. Булгаков взялся за работу над романом в 1928 году. Книга была написана в нескольких вариантах, и мистикой был пропитан каждый из них.
Роман мог бы называться «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын Велиара», «Гастроль Воланда», «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Шляпа с пером», «Черный богослов», «Он появился», «Подкова иностранца», «Он явился», «Пришествие», «Черный маг», «Копыто консультанта» или «Князь тьмы».
№1. МИСТИКА БУЛГАКОВА
Многим известен тот факт, что писатель был увлечен оккультными науками. В особенности он интересовался немецким мистицизмом 19 века. Как раз в этот период писатель и берется за создание своего знаменитого произведения.
В первой рукописи не было и в помине ни Мастера, ни Маргариты. Во главе повествования был сам Дьявол, и произведение очень напоминало « Фауста», только на русский лад. Причем описанию главного героя, то бишь самому Дьяволу, было отведено 15 рукописных страниц. Создавалось впечатление, что автор лично знаком с персонажем.
Что было написано на этих 15 страницах нам уже не узнать, так как первый вариант романа был сожжен.
Во втором варианте романа, которое называлось «Сатана, или Великий Канцлер», главным персонажем становится ангел, которого Бог отправил от себя на грешную землю. В этом варианте уже есть место и Мастеру, и прекрасной Маргарите, и Воланду с его таинственной свитой. Но и этот роман не увидит читатель.
И наконец, произведение « Мастер и Маргарита» в том виде, в котором его знает весь мир — это только третий вариант. Писатель так и не докончил ег
о.
№2. ВОЛАНД В СВОЕЙ МНОГОЛИКОСТИ
Читая роман, можно предположить, что Воланд вовсе не отрицательный персонаж, хоть и является прототипом самого Дьявола. Он в романе является покровителем творчества и любви. Но не все так просто.
Писатель воплотил в своем персонаже Искусителя Сатану, скандинавского Одина, древнегерманского бога Вотана в одном лице. Воланд соединяет в себе многоликий образ, который по внешним данным очень похож на могущественного мага графа Калиостро.
Еще один интересный момент: 

в Германии черта называют не иначе, как Фаланд. Правда же близко по звучанию с Воландом?
№3. ПРИСПЕШНИКИ ВОЛАНДА
В произведении Воланд появляется со своей свитой. Самыми запоминающимися для всех читателей стали такие яркие персонажи как Азазелло, Коровьев-Фагот и кот Бегемот.
Образ Азазелло был взят писателем из Библии, а точнее из Ветхого Завета. Так звали ангела, создавшего такое зло планеты, как оружие и украшения. Азазелло также научил прекрасную половину человечества искусству украшать лицо, что является блудливым грехом по Библии. Именно Азазелло стал искусителем для Маргариты. Это он дал волшебный крем и направил ее по темному пути.
Любимый шут Воланда – кот Бегемот. Образ этого персонажа писатель внедрил после прочтения истории Анны Дезанж , которая жила в 17 веке и была одержима семью бесами. Один из них и стал прототипом персонажа кота Бегемота. К слову, у писателя в жизни тоже был свой Бегемот. Так звали собаку писателя.
Единственный человеческий образ в свите отдан Коровьеву-Фаготу. По предположениям этот персонаж является прототипом ацтекского бога войны Вицлипуцли.

№4. ВЕЛИКОЛЕПНАЯ МАРГАРИТА
Образ Маргариты очень напоминает третью жену Булгакова, Елену Сергеевну Шиловскую. Также в романе упоминается некая связь Маргариты с французской королевой Марго. Если вспомнить историю, Королева Марго благоволила писателям и поэтам. И в самом романе прослеживается любовь Маргариты к Мастер

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Знать содержание романа «Мастер и Маргарита»; перечитать «ершалаимские» главы (2, 16, 25, 26), подумать над вопросами: Какова основная тема этих глав? Как связаны «ершалаимские» главы с основным содержанием романа? Какова их роль в понимании его идеи?
  2. Подготовить сообщения: о евангельской истории Иисуса Христа и о его распятии (Евангелие от Матфея,гл. 27, 28); об истории создания романа «Мастер и Маргарита».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.