М.А.Булгаков – лирик, сатирик, бытописатель, фантаст, юморист и философ. Талант от бога.
В жизни каждого талантливого человека есть вехи, которые определяют его судьбу. Жизнь любого человека – это серия фотоснимков, это набор памятных событий, это вехи его судьбы.
Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом — загадка. Неясны его политические взгляды, отношение к религии, эстетическая программа. Его жизнь состояла как бы из трёх частей, каждая из которых примечательна.
До 1919 г. он врач, только изредка пробующий себя в литературе.
В 1920-е гг. Булгаков — уже профессиональный писатель и драматург, зарабатывающий на жизнь литературным трудом и осенённый громкой, но скандальной славой «Дней Турбиных».
Наконец, в 1930-е гг. Михаил Афанасьевич — театральный служащий, поскольку существовать на публикации прозы и постановки пьес уже не может — не дают (в это время он пишет свой главный шедевр — «Мастера и Маргариту»).
Это стихотворение Ахматовой впервые прочла Е. С. Булгакова 16 апреля 1940 года накануне булгаковских сороковин, отметив, как записала в дневнике вдова писателя, мистическое совпадение дат: Булгаков умер ровно через три года после смерти своего друга, писателя Евгения Ивановича Замятина (1884–1937), скончавшегося в Париже 10 марта 1937 года.
Так получилось, что встречи Ахматовой с Булгаковым часто были связаны с трагической судьбой поэта Осипа Мандельштама, погибшего в лагере. Анна Андреевна намеренно отразила эту связь и в стихотворении, посвященном памяти Булгакова. Слова \»Ты так сурово жил и до конца донес великолепное презренье\» восходят к мандельштамовскому переводу строк из 10-й песни \»Ада\» \»Божественной комедии\» (1307 — 1321) Данте Алигьери (1265 — 1321), помещенному в исследовании \»Разговор о Данте\» (1932 — 1933): \«Как если бы уничижал ад великим презреньем\». \»Великолепным презреньем\» наградил Булгаков ад советской жизни, в котором ему, как и Ахматова, пришлось пребывать до самой смерти».
Знать содержание романа «Мастер и Маргарита»; перечитать «ершалаимские» главы (2, 16, 25, 26), подумать над вопросами: Какова основная тема этих глав? Как связаны «ершалаимские» главы с основным содержанием романа? Какова их роль в понимании его идеи?
Подготовить сообщения: о евангельской истории Иисуса Христа и о его распятии (Евангелие от Матфея,гл. 27, 28); об истории создания романа «Мастер и Маргарита».