Во множественном числе вопросов к этим словам нет: новые туфли, старые тапки… А вот в единственном – сплошь вопросы. Как сказать: один туфель или одна туфля?
Названия обуви и парных предметов
Следует запомнить:
Ботинки — один ботинок Боты — один бот Ботфорты — один ботфорт Кеды — один кед Сланцы — один сланец Мокасины — один мокасин Черевики — один черевик Черевички — один черевичек Чувяки — один чувяк
Туфли — одна туфля Сандалии — одна сандалия Тапки — одна тапка Тапочки — одна тапочка Кроссовки — одна кроссовка Бутсы — одна бутса Бахилы — одна бахила Босоножки — одна босоножка Вьетнамки — одна вьетнамка
Впервые в русской литературе И.А. Гончаров рассказал историю целой человеческой жизни — от колыбели до могилы. События в романе охватывают восемь лет, а вместе с экспозицией и эпилогом – 37 лет. Это целая человеческая жизнь.
По определению Ю.М.Лотмана, сон – путь внутрь себя. Именно эта глава даёт ответ на вопрос героя: «Отчего же это я такой?»
Прошлым жить нельзя, иначе человек спускает на тормоза свое будущее. Нужно лишь взять «в дорогу» лучшее, сделав его точкой опоры, и использовать в дальнейшем на пользу своего саморазвития.
Сон – напоминание о потерянном рае, которое стало художественно-философским центром романа.
КОМПОЗИЦИЯ СНА. Особенность
Состоит из 4 частей:
1) природа – экспозиция и деревня (жизнь крестьян) – завязка; 2) день Ильи в 7 лет, 3) сказки няни (2 и 3 фрагменты являются развитием действия); 4) Илья в 14 лет – спад действия.
Кульминация отсутствует, что служит выражением идеи «Сна…». Первые три части повествуют о том, как из века в век формировалась типичная жизненная философия русских дворян-помещиков, названная Гончаровым «обломовщиной», а последняя часть показывает её реальное воплощение и возможную судьбу Обломова, если бы не наступили перемены в жизни России. Каждый фрагмент построен по типу рассуждения с обязательным выводом
Обращает на себя внимание отношение автора к происходящим событиям. С одной стороны он негативно относится к укладу жизни семьи Обломова, осуждает поведение родителей Илюши, которые не позволяли мальчику быть самостоятельным. Илюша учился только ради аттестата, а не знаний.
С другой стороны Гончаров тоже вырос в такой семье. Он с трепетом описывает детство главного героя, ведь оно напоминало ему свое детство. Но Гончаров сумел «вырваться» из такой «сонной» жизни, он воспитал в себе сильные черты характера и стал настоящим человеком. А маленький и любознательный Илюша стал заложником окружающей среды, при которой развиваться в ином направлении было не возможно.
Пророческий сон Гринёва навеян метелью («…я задремал, убаюканный пением бури и качкой тихой езды…»), он как бы продолжает описание бури. Сон предвосхищает дальнейшие события. Пушкин использует яркую символику сна. Например, «топор», которым размахивает «мужик», «мёртвые тела», кровавые лужи» — это не только образы сна, это страшные картины, увиденные Гринёвым после взятия Белогорской крепости.
В. Быков «Сотников»
В повести «Сотников» показан сон героя накануне его казни. Во сне Сотников видит отца, вспоминает эпизод из детства, когда взял оружие отца и нечаянно выстрелил. Как бы ни боялся он в детстве отца, но мать уговорила сына самого признаться в содеянном. Отец сердился, но не наказал его. Герой честен перед собой, непреклонен.
Сон — это своеобразное объяснение читателям, откуда в этом больном и тщедушном человеке кроется сила, которая помогает бойцу не сломаться, выстоять, погибнуть, но остаться человеком, не изменить себе и своим принципам.