А. Беляев

А. Беляев

Он все время боролся за жизнь…

Александра Беляева называют «российским Жюль Верном». Он был одним из первых русских авторов, начавших писать фантастические произведения. Его воображение порождало невообразимых персонажей, с таким положительным личностным зарядом, который заставлял читателя не только сопереживать герою, но и вживаться в атмосферу окружавших событий.

Кто из нас в подростковом возрасте не зачитывался «Человеком-амфибией» и «Головой профессора Доуэля»? Между тем, в жизни самого писателя было много странного и непонятного. Несмотря на его славу, до сих пор точно неизвестно, как он умер и где именно похоронен…
Беляев появился на свет в 1884 году в семье священника. Отец отдал сына в духовную семинарию, однако, окончив ее, тот не стал продолжать религиозного образования, а поступил в Демидовский лицей в Ярославле. Он собирался стать юристом. Вскоре отец Саши скончался, семья оказалась стеснена в средствах, и чтобы продолжить обучение, юноша был вынужден подрабатывать — давать уроки, рисовать декорации для театра, играть на скрипке в цирковом оркестре.

Александр был человеком разносторонним: он играл на разных музыкальных инструментах, выступал в домашнем театре, летал на аэроплане. Еще одним увлечением были съемки так называемых «ужасов» (разумеется, инсценированных). Один из снимков в этом «жанре» назывался: «Человеческая голова на блюде в синих тонах».

Еще в детстве Саша потерял сестру: Нина умерла от саркомы. А с братом Василием, студентом Ветеринарного института, приключилась загадочная и жуткая история. Как-то Александр и Василий гостили у дяди. Компания молодых родственников решила покататься на лодке. Вася почему-то отказался ехать с ними. Зачем-то Саша захватил с собой кусок глины и прямо в лодке слепил из него человеческую голову. Взглянув на нее, присутствующие ужаснулись: у головы было лицо Василия, только черты его оказались какими-то застывшими, неживыми. Александр с досадой бросил поделку в воду и тут почувствовал тревогу. Заявив, что с братом что-то случилось, он потребовал развернуть лодку к берегу. Их встретила заплаканная тетя и сообщила, что Василий утонул во время купания. Произошло это, как выяснилось, именно в тот момент, когда Саша бросил глиняный слепок в воду.

Окончив лицей, Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске. Однако к 35 годам его настигла болезнь: плеврит. Вследствие неудачного лечения развился туберкулез позвоночника и паралич ног. Молодая жена ушла от Александра — не захотела ухаживать за хворым мужем. Вместе с матерью и няней Беляев перебрался в Ялту. Через какое-то время ему стало лучше.

Было уже советское время. Александру пришлось работать воспитателем в детском доме, инспектором в угрозыске, библиотекарем. Затем он вернулся в Москву, где устроился по специальности — юрисконсультом. В свободное время Беляев писал стихи, а в 1925 году в газете «Гудок» стала с продолжением публиковаться его первая повесть «Голова профессора Доуэля». За три года были созданы «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», сборник рассказов.

В 1928 году Беляев переехал с семьей в Ленинград, где стал заниматься литературой уже профессионально. Однако климат северной столицы оказался неподходящим для писателя: болезнь вновь напомнила о себе, и он вынужден был переехать в Киев. Увы, киевские издательства принимали рукописи только на украинском, и поэтому публиковать их приходилось в российских издательствах, что создавало определенные неудобства. В 1930 году пришлось вернуться в Ленинград.

Война застала семью в Пушкине. От эвакуации Беляев, который незадолго до этого перенес операцию на позвоночнике, отказался, а вскоре город оккупировали немцы.

Фантаст умер от голода в январе 1942 года. Тело перенесли в склеп на Казанском кладбище — ждать очереди на захоронение. Очередь должна была подойти только в марте, а в феврале жену и дочь писателя угнали в плен в Польшу.

Впоследствии на Казанском кладбище в Пушкине была установлена памятная стела. Но могилы Беляева под ней нет.

В 60-е годы началось «воскрешение» Александра Беляева. Благодаря фильму «Человек-амфибия» его Ихтиандра полюбила вся страна. А «Голову профессора Доуэля» кибернетики и программисты вспоминают до сих пор. Существует множество пока еще фантастических проектов переселения человеческого разума в кремниевую жизнь компьютера. И тут романы Беляева звучат, как предостережение: человек не только мысль, но еще и чувство, и тело. То самое, которое даровано от рождения Богом.

Беляев как бы прощупал границы возможного вторжения в человеческую природу. У Ихтиандра жабры, у Ариэля способность летать. Но все это заканчивается трагически. Ведь нет пределов познанию, но есть предел вторжения.

Сама природа подвергла писателя тяжелейшим испытаниям. Он все время боролся за жизнь и в этой борьбе узнавал о себе все больше. Эти знания давно уже превратились в великолепную прозу, замаскированную в духе времени под научную фантастику.

Жизнь человека в романах Беляева — нечто чрезвычайно хрупкое и незащищенное. В «Продавце воздуха» тело женщины, превратившееся в лед, разламывается на куски в объятиях мужчины, который пытается ее согреть…

Но главный литературный подарок Александра Беляева — это ощущение жизни как великой тайны. Все загадочно: тело, мозг, душа, природа, любовь. Все балансирует у какой-то запретной черты.

Есть люди, которым удается приподнять завесу тайны и шагнуть за пределы своей природы. Таков Александр Беляев и его литературные двойники. Нырнуть в глубину океана, улететь без самолета за облака, освободиться от тела и спрятаться в мозг… Однако ни один из этих опытов не удался ни в литературе, ни в жизни, тем более.

Интервью с дочерью Александра Беляева

Умирать — так вместе

— Светлана Александровна, а почему вашу семью не эвакуировали из Пушкина до того, как в город вошли немцы?

— У отца много лет был туберкулез позвоночника. Самостоятельно передвигаться он мог только в специальном корсете. Он был настолько слаб, что об отъезде не могло быть и речи. В городе была специальная комиссия, которая в то время занималась эвакуацией детей. Предлагал вывезти и меня, но и от этого предложения родители отказались. В 1940 году у меня начался туберкулез коленного сустава, и войну я встретила в гипсе. Мама часто повторяла тогда: «Умирать — так вместе!».

— По поводу смерти вашего отца до сих существует довольно много версий:

— Папа умер от голода. В нашей семье не было принято делать какие-то запасы на зиму. Когда в город вошли немцы, у нас было несколько пакетов с крупой, немного картошки и бочка квашеной капусты. А когда и эти припасы кончились, бабушке пришлось идти работать к немцам. Каждый день ей давали котелок супа и немного картофельной шелухи, из которой мы пекли лепешки. Нам хватало и такой скудной еды, а отцу этого оказалось недостаточно.

— Некоторые исследователи полагают, что Александр Романович просто не вынес ужасов фашистской оккупации…

— Не знаю, как все это переживал отец, но мне было очень страшно. Казнить без суда и следствия в то время могли любого. Просто за нарушение комендантского часа или по обвинению в краже. Больше всего мы волновались за маму. Она часто ходила на нашу старую квартиру, чтобы забрать оттуда какие-нибудь вещи. Ее могли бы запросто повесить, как квартирную воровку. Виселица стояла прямо под нашими окнами.

— А правда, что немцы не дали вам с матерью даже похоронить Александра Романовича?

— Папа умер 6 января 1942 года. Мама пошла в городскую управу, и там выяснилось, что в городе осталась всего одна лошадь, и нужно ждать очереди. Гроб с телом отца поставили в пустой квартире по соседству. Многих людей в то время просто засыпали землей в общих рвах, за отдельную же могилу нужно было платить. Мама отнесла могильщику какие-то вещи, и тот побожился, что похоронит отца по-людски. Гроб с телом положили в склеп на Казанском кладбище и должны были похоронить с наступлением первого тепла. Увы, 5 февраля меня, маму и бабушку угнали в плен, так что хоронили папу уже без нас.

Смерть рядом с «Янтарной комнатой»

Памятник фантасту на Казанском кладбище Царского Села стоит вовсе не на могиле писателя, а в месте предполагаемого его захоронения. Подробности этой истории раскопал бывший председатель краеведческой секции города Пушкина Евгений Головчинер. Ему в свое время удалось отыскать свидетельницу, присутствовавшую на похоронах Беляева. Татьяна Иванова с детства была инвалидом и всю жизнь прожила при Казанском кладбище.

Она-то и рассказала, что в начале марта 1942 года, когда земля уже стала понемногу оттаивать, на кладбище начали хоронить людей, лежавших в местном склепе еще с зимы. Именно в это время вместе с другими был предан земле и писатель Беляев. Почему она это запомнила? Да потому что Александра Романовича хоронили в гробу, которых в Пушкине к тому моменту осталось только два. В другом был погребен профессор Чернов. Татьяна Иванова указала и место, в котором были закопаны оба этих гроба. Правда, с ее слов выходило, что могильщик все-таки не сдержал своего обещания похоронить Беляева по-людски, он закопал гроб писателя в общий ров вместо отдельной могилы.

Куда более интересным кажется вопрос, отчего же все-таки умер Александр Беляев. Публицист Федор Морозов считает, что смерть писателя вполне могла быть связана с тайной Янтарной комнаты. Дело в том, что последняя вещь, над которой работал Беляев, была посвящена именно этой теме. Никто не знает, что он собирался написать о знаменитой мозаике. Известно только, что Беляев еще до войны многим рассказывал о своем новом романе и даже цитировал знакомым некоторые отрывки. С приходом в Пушкин немцев активно заинтересовались Янтарной комнатой и спецы гестапо. Они, кстати, так и не смогли до конца поверить, что им в руки попала подлинная мозаика. А потому активно искали людей, которые располагали бы информацией по этому поводу. Не случайно два офицера гестапо ходили и к Александру Романовичу, пытаясь выведать, что ему известно об этой истории. Рассказал ли писатель им что-нибудь, или нет, не известно. Во всяком случае, никаких документов в архивах гестапо пока обнаружить не удалось. А вот ответ на вопрос, могли ли Беляева убить из-за его интереса к Янтарной комнате, кажется не таким уж сложным. Достаточно вспомнить, какая участь постигла многих исследователей, которые пытались отыскать чудесную мозаику.

 

Книги Александра Беляева

 

ЧИТАТЬ «Человек-амфибия»

ЧИТАТЬ «Остров погибших кораблей»

В повести Александра Беляева «Продавец воздуха» рассказывается о том, как алчный англичанин мистер Бэйли решил захватить монополию над самым ценным, что есть на нашей планете, — воздухом. Он построил в Якутии подземную лабораторию, куда с помощью мощных установок затягивались воздушные потоки, что спровоцировало невиданные смерчи, разрушения, гибель и страдания миллионов людей.

ЧИТАТЬ «Продавец воздуха»

Возможна ли жизнь человеческого разума вне тела? И, если да, то, что ждёт этот разум под властью морально нечистоплотного человека? Ставя свои дерзкие эксперименты, профессор Доуэль и не предполагал, что однажды в роли подопытного животного окажется он сам, а его бывший ученик получит в полную собственность голову своего учителя, чтобы безнаказанно распоряжаться его гениальными мыслями.

ЧИТАТЬ «Голова профессора Доуэля «

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *